Воскресенье, 05.02.2023, 23:03
Приветствую Вас, Гость

Январские педчтения, посвящённые Году педагога и наставника

Январские педчтения, посвящённые Году педагога и наставника

«Личность педагога в пространствах современного образования» 09.01-13.01.2023г.

Вопросы для обсуждения:

  • Психологический портрет личности современного педагога
  • Ожидания общества от современного педагога
  • Профессиональная надежность педагога
  • Секреты профессиональной  надежности и долголетия

Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла». Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам». Но нельзя с ним не согласиться, когда он придает значение таким качествам, как любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие.
Эти качества нужны не только людям науки, учителю, прежде всего. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии.  И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека. Исследования ученых  установили, что далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность. Проблеме личностных качеств учителя посвящают свои исследования многие ученые,   они имеют сходную точку зрения на значимость профессиональных качеств. Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с профессионально-педагогической направленностью, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Рассмотрим более подробно особенности педагогической профессии и требования к личности учителя, которые предъявляются к учителю в современной школе.

Личность педагога является инструментом деятельности и определяет многие факторы профессионального развития. В педагогической профессии ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия людей на их достижение.
Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.

Каковы же ожидания общества от современного педагога? Ежегодно в Доме детского творчества мы проводим анкетирование учащихся и их родителей для изучения вопросов: «Условия и оценка организации образовательного процесса, результаты деятельности», а так же  «Современная система дополнительного образования глазами родителей».

В анкетировании приняло участие  82% родителей обучающихся. Цель исследования: изучить мнения родителей,  выявить их отношение  к процессам реформирования современного ДДТ, а также степень удовлетворенности качеством образовательного процесса. Один из вопросов, касающийся нашей темы был следующий:  Что ожидают родители  от современного педагога? Родителями отмечались наиболее часто следующие варианты ответов.

1.Дать как можно больше качественных знаний и умений ребенку для дальнейшего успешного обучения в школе. (дошкольники ШРР Филиппок)

2.Заботиться о психологическом и физическом здоровье ребенка.

3.Формировать навыки саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

4.Научить успешно социализироваться в обществе.

5. Профориентировать ребёнка.

Абсолютное большинство родителей считают, что основными качествами, отражающими профессионализм современного педагога, должны быть:

  • высоконравственные личностные качества. В первую очередь, «любовь к детям».
  • Вторую позицию занимают «глубокие теоретические знания».
  • Третья часть родителей высказалась за то, чтобы «педагог был еще и психологом».

Выводы по результатам исследования: все больше и больше родители заинтересованы, чтобы рядом с ними находился не просто педагог, а личность, обладающая в первую очередь высоконравственными личностными  качествами. Этим в большинстве случаев продиктован выбор. Родители предъявляют большие требования к профессионализму педагога. Изменились и требования в целом к творческим объединениям в дополнительном образовании. Исследование выявило ожидания общества от дополнительного образования.  Одна из главных задач, по мнению родителей, заботиться о сохранении здоровья детей, а также научить ребенка успешно социализироваться в обществе.

Решающим фактором обеспечения качества образования сегодня выступает «человеческий фактор» – качество труда педагогических работников. Содержательная насыщенность педагогического труда, связанная с постановкой принципиально новых профессиональных задач,  превращает труд педагога в пространство повышенного напряжения.

Насущные задачи обостряют потребность образовательной практики в профессиональной надежности педагога. Место и роль профессиональной надежности педагога в педагогической системе определяются тем обстоятельством, что педагог как субъект образовательного процесса отбирает цели, содержание, средства обучения и развития воспитанников.

Профессиональная надежность педагога – интегративное профессионально важное качество, обеспечивающее сохранность требуемого стандарта качества педагогического труда в изменяющихся условиях посредством саморегуляции. Личностный компонент системы профессиональной надежности включает такие свойства педагога, как долг, ответственность, честность, организованность, дисциплинированность.

Деятельностный компонент системы профессиональной надежности представляют такие характеристики педагога как:  готовность к деятельности, точность, своевременность, безошибочность действий, устойчивость функций, стабильность результатов.

Функциональный компонент системы профессиональной надежности педагога составляют психофизиологическая «цена» деятельности, работоспособность и восстанавливаемость организма.

Однако сегодня уровень профессиональной надежности педагогических работников не в полной мере отвечает современным реалиям. Как доказывает анализ педагогической и психологической литературы, действия педагогов далеко не всегда оказываются целесообразными, своевременными, рациональными, продуктивными и подчас, как следствие, влекут за собой невосполнимый моральный ущерб. При анализе педагогической реальности исследователями широко используются понятия, характеризующие негативные аспекты профессиональной активности педагога: «педагогическая ошибка», «педагогический штамп», «стереотип педагогической деятельности», «педагогическое заблуждение», «педагогический конфликт», «профессиональная деформация педагога» и др.

Это свидетельствует о том, что проблема профессиональной надежности педагога в образовательной практике до сих пор остается нерешенной. Надежность всей педагогической системы, по сути, детерминируется характеристиками профессиональной надежности педагога, которая проявляется в осмысленном образе «Я в педагогической профессии», психической устойчивости и адаптивности личности, умениях продуктивно, бесконфликтно взаимодействовать с участниками образовательного процесса, с минимальным количеством ошибок и отказов выполнять различные функции педагогической деятельности, регулировать свое профессиональное поведение.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: godm (11.01.2023)
Просмотров: 106 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar