Январские педчтения, посвящённые Году педагога и наставника «Личность педагога в пространствах современного образования» 09.01-13.01.2023г. Вопросы для обсуждения:
Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла». Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам». Но нельзя с ним не согласиться, когда он придает значение таким качествам, как любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие. Личность педагога является инструментом деятельности и определяет многие факторы профессионального развития. В педагогической профессии ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия людей на их достижение. Каковы же ожидания общества от современного педагога? Ежегодно в Доме детского творчества мы проводим анкетирование учащихся и их родителей для изучения вопросов: «Условия и оценка организации образовательного процесса, результаты деятельности», а так же «Современная система дополнительного образования глазами родителей». В анкетировании приняло участие 82% родителей обучающихся. Цель исследования: изучить мнения родителей, выявить их отношение к процессам реформирования современного ДДТ, а также степень удовлетворенности качеством образовательного процесса. Один из вопросов, касающийся нашей темы был следующий: Что ожидают родители от современного педагога? Родителями отмечались наиболее часто следующие варианты ответов. 1.Дать как можно больше качественных знаний и умений ребенку для дальнейшего успешного обучения в школе. (дошкольники ШРР Филиппок) 2.Заботиться о психологическом и физическом здоровье ребенка. 3.Формировать навыки саморазвития, самосовершенствования, самореализации. 4.Научить успешно социализироваться в обществе. 5. Профориентировать ребёнка. Абсолютное большинство родителей считают, что основными качествами, отражающими профессионализм современного педагога, должны быть:
Выводы по результатам исследования: все больше и больше родители заинтересованы, чтобы рядом с ними находился не просто педагог, а личность, обладающая в первую очередь высоконравственными личностными качествами. Этим в большинстве случаев продиктован выбор. Родители предъявляют большие требования к профессионализму педагога. Изменились и требования в целом к творческим объединениям в дополнительном образовании. Исследование выявило ожидания общества от дополнительного образования. Одна из главных задач, по мнению родителей, заботиться о сохранении здоровья детей, а также научить ребенка успешно социализироваться в обществе. Решающим фактором обеспечения качества образования сегодня выступает «человеческий фактор» – качество труда педагогических работников. Содержательная насыщенность педагогического труда, связанная с постановкой принципиально новых профессиональных задач, превращает труд педагога в пространство повышенного напряжения. Насущные задачи обостряют потребность образовательной практики в профессиональной надежности педагога. Место и роль профессиональной надежности педагога в педагогической системе определяются тем обстоятельством, что педагог как субъект образовательного процесса отбирает цели, содержание, средства обучения и развития воспитанников. Профессиональная надежность педагога – интегративное профессионально важное качество, обеспечивающее сохранность требуемого стандарта качества педагогического труда в изменяющихся условиях посредством саморегуляции. Личностный компонент системы профессиональной надежности включает такие свойства педагога, как долг, ответственность, честность, организованность, дисциплинированность. Деятельностный компонент системы профессиональной надежности представляют такие характеристики педагога как: готовность к деятельности, точность, своевременность, безошибочность действий, устойчивость функций, стабильность результатов. Функциональный компонент системы профессиональной надежности педагога составляют психофизиологическая «цена» деятельности, работоспособность и восстанавливаемость организма. Однако сегодня уровень профессиональной надежности педагогических работников не в полной мере отвечает современным реалиям. Как доказывает анализ педагогической и психологической литературы, действия педагогов далеко не всегда оказываются целесообразными, своевременными, рациональными, продуктивными и подчас, как следствие, влекут за собой невосполнимый моральный ущерб. При анализе педагогической реальности исследователями широко используются понятия, характеризующие негативные аспекты профессиональной активности педагога: «педагогическая ошибка», «педагогический штамп», «стереотип педагогической деятельности», «педагогическое заблуждение», «педагогический конфликт», «профессиональная деформация педагога» и др. Это свидетельствует о том, что проблема профессиональной надежности педагога в образовательной практике до сих пор остается нерешенной. Надежность всей педагогической системы, по сути, детерминируется характеристиками профессиональной надежности педагога, которая проявляется в осмысленном образе «Я в педагогической профессии», психической устойчивости и адаптивности личности, умениях продуктивно, бесконфликтно взаимодействовать с участниками образовательного процесса, с минимальным количеством ошибок и отказов выполнять различные функции педагогической деятельности, регулировать свое профессиональное поведение.
| |
Просмотров: 106 | |
Всего комментариев: 0 | |
| |