Среда, 28.09.2022, 05:08
Приветствую Вас, Гость

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зелёная планета»

Составитель Тицкая Едена Владимировна – педагог дополнительного образования.

Возраст учащихся: 8-13 лет

Срок реализации: 1 год

 

      Данная программа  имеет естественно-научную направленность, способствует процессу познания в области охраны и бережного отношения к природе, а также развитие практических навыков выполнения исследовательских работ и проектов реализуется на базе  МОБУ «Барабановская СОШ». Программа составлена с 2018 года с учетом запроса родителей и нормативно-правовых документов.

 
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ нет отдельного предмета – экология. Экологические знания учащиеся получают через смежные предметы, внеклассные мероприятия и кружки.

Именно поэтому данная программа экологического образования в школе несет важную функцию получения экологических знаний учащимися, воспитания бережного отношения к природе, а также развития практических навыков выполнения исследовательских работ и проектов.

Главное назначение данной программы – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.

Также учащиеся осваивают умения вести исследовательскую и проектную деятельность, что мотивирует их к участию в экологических конкурсах, олимпиадах различного уровня, добиваясь высоких результатов.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Данная рабочая программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности экологической деятельности школьников в средней школе. Учитывая возрастные особенности детей, программа строится от простого к более сложному, от «ближнего окружения к дальнему».

Данную программу следует рассматривать и как мощный стимул для интеллектуального и творческого развития учащихся.

Программа состоит из 144 учебных часов. Учащиеся самоопределяются в выборе раздела и проводят практические работы по ним.

Работа выстроена по следующим принципам:

- систематичности;

- доступности для учащихся при определении содержания и форм проведения работы;

- использования межпредметных связей (с биологией, географией, химией, физикой, математикой);

- опоры на социальный опыт учащихся;

- направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к природе родного края.

Программа рассчитана не только на теоретическое усвоение материала, но и на приобретение конкретных практических навыков, позволяющим школьникам участвовать в научной деятельности (конкурсы, конференции, олимпиады различного уровня), формирование умения публичных выступлений, формирования гуманного отношения к природе и человечеству.

Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению природы родного края, посредством формирования навыков исследовательской работы.

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на работу с детьми среднего и старшего школьного возраста

(8-13 лет). Психологические особенности подросткового возраста:

         Наиболее проблемным этапом жизненного пути признается подростковый возраст. Это связано с быстрыми темпами психофизиологического и личностного развития подростков. Особенностью этого возраста является личностная нестабильность подростка. Значительная часть современных подростков, характеризуется низкой социальной компетентностью, они не готовы к выполнению необходимых социальных ролей, не способны сделать самостоятельный выбор, не умеют прогнозировать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение.

        Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психо­логическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Гормональные из­менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность. В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая кон­центрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблем­ное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей дея­тельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продук­тивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, тео­ретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принима­ет постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

ОБЪЁМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

            Программа естественно-научного кружка «Зелёная планета» рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 144 часа.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

● проведение наблюдений и исследований;

● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

● познавательные беседы с учащимися в процессе изучения темы;

● самостоятельная работа с различными источниками информации;

● создание и просмотр видеофильмов и презентаций по изучаемой теме;

развивающие социально-моделирующая и ролевые игры, стимулирующие познавательные процессы;

● анкетирование, интервьюирование;

● экскурсии;

● проведение тематических викторин, выставок, праздников, тематических дней, творческих отчетов.

Значительную часть времени, отведенного на обучение, составляют практические занятия. Изучение всех тем программы предполагает организацию экскурсий.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.

Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.

Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.

Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.

Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.

Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.

Дискуссии Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты, опираться на мнение известных специалистов, формируют у старшеклассников гражданские позиции и установки. Сценарий дискуссии составляется заранее, продолжительность не должна превышать 1,5 часов. Тема дискуссии формулируется в виде проблемы.

Диспуты, целью которых является формирование у школьников умения отстаивать свою точку зрения в пользу охраны природы, выработка твёрдых взглядов и убеждений.

Инновационной формой проведения занятий являются – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием. Одной из форм общественных ЭКТД является пресс-бой.

Пресс-бой – это познавательное дело-обозрение, хорошее средство расширения политического кругозора, обмена общественными знаниями, воспитания интереса к материалам прессы. Проводится пресс-бой между командами. Это своеобразная разновидность турнира-викторины.

Формы организации занятий

  • коллективная
  • групповая
  • индивидуальная

Формы подведения итогов

  • выставка
  • тест
  • оформление гербариев
  • письменный отчет
  • конкурс
  • экологическая викторина
  • защита творческого проекта

Для успешной деятельности важно не ограничиваться только одним видом экологической работы, а выбрать несколько направлений, сочетающихся между собой:

Работа ведется по следующим направлениям:

  • Экология ресурсов
  • Экология родного края
  • Окружающая среда и человек

Отличительной особенностью данной программы является организация деятельности подросткового коллектива как исследовательской команды, отряда, где каждый из обучающихся занимается как своим проектом, так и получает навыки работы в группе.

Состав группы постоянный, но может изменяться по следующим причинам:

  • учащиеся могут быть добавлены в коллектив;
  • учащиеся могут выйти из коллектива по уважительным причинам (смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях).

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

Первый год – 144 часа.

Занятия проводятся с ноябрь по июнь включительно. По программе учебное занятие составляет 2 академических часа с 10-минутным перерывом. 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа 45 минут.

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: Развитие личности ребенка, формирование экологической культуры, вовлечение школьников в изучение природы родного края

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать у детей  представление о Земле как об уникальном творении     

      Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах

     общения человека с природой;

  1. формировать навыки групповой проектной деятельности, КТД

Воспитательные:

     1.  воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком,   обществом и природой

      2.  формировать ценностное отношение к своему родному краю и природе;

  1. воспитывать дружеские отношения, взаимовыручку, взаимопонимание в коллективе;
  2. воспитывать экологическую культуру обучащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде;

Развивающие

  1. формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;
  2. развитие творческой атмосферы деятельности отряда и доброжелательности межличностных отношений.
  3. укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни.
  4.  развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей детей и подростков.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Исходя из поставленных целей и задач данной программы, хотелось бы к концу работы в каждом воспитаннике увидеть человека любознательного, целеустремлённого.

Дети должны стремиться к познанию нового и интересного, чтобы эколого-биологическая работа была для них настоящим увлечением.

Что должны знать и уметь воспитанники:

- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;

- составлять доклады, рефераты;

- оформлять дневник работы;

- применять полученные знания на практике;

- уметь слушать, задавать вопросы.

Параметры результативности:

-Уровень усвоения биолого-экологических знаний.

-Уровень развития коммуникативных качеств.

-Освоение культурных форм сосуществования в социуме.

-Сотрудничество с ДК, библиотекой, администрацией сельского поселения.

Знания по экологии воспитанники получают в ходе изложения педагогом учебного материала (лекции, беседы), работы с различными видами исторических источников в рамках поисковой, научно-исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий.
В течение года обучения воспитанники кружка учатся основам исследовательской деятельности: работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете, грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу. Готовятся к участию в различных конкурсах научно-исследовательских работ учащихся, конференциях по экологической деятельности.
Программа кружка предусматривает практико-ориентированный подход к ее выполнению. В ней предусмотрены практические занятия, экскурсии, работа в мастерских, посещение библиотек, работа учащихся в архивах, где они получают возможность исследовать первоисточники, материалы по своему усмотрению.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:

  1. в качестве текущего контроля используются  опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;
  2. в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
  3. в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки, проведение экскурсий по музею, составление презентаций, фотоальбомов, участие в конкурсах краеведческой направленности, защита проекта.

Оценка результатов

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться:

Во-первых: уровнем сформированности  таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется в результате выполнения обучающимися творческих работы по истории родного края.