Среда, 28.09.2022, 04:51
Приветствую Вас, Гость

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Художественная фотография»

Составитель Агалакова Александра Витальевна – педагог дополнительного образования.

Возраст учащихся: 12-18  лет

Срок реализации: 3 года

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная фотография» имеет техническую направленность с элементами художественной направленности.  Программа реализуется в творческом объединении  «Фокус» на базе Дома детского творчества. Программа составлена с 2017 года с учетом изменяющегося контингента обучающихся, запроса родителей и нормативно-правовых документов.

 
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Актуальность программы в том, что состоит в том, что её реализация позволит приобщить детей и подростков к художественной фотографии во всех её аспектах, привить обучающимся художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств, умение отличать подлинное произведение искусства от суррогатных проявлений и может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни. Цифровая графика (фотография, видеосъемка)очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у детей разного возраста. Пользоваться современной цифровой фототехникой и обладать «видением фотографа». Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ребенка. Участие обучающихся ориентиром в выборе профессии

      Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам второго поколения в формировании компетентной творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры обучающихся, с учётом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей
-выявление индивидуальных возможностей обучающихся;

-создание ситуации успеха на занятии;

-увеличение границ самостоятельного творчества;

- воспитания и развития личности ребенка.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

является то, что в ранее используемой образовательной программе Н. Н. Данилова, включенной в «Сборник программ развития деятельности фотостудий»[1], полностью отсутствовали вопросы, связанные с использованием тех достижений в фотографии, которые получили большое развитие в последнее десятилетие и вызывают особый интерес у детей.

В данной программе учтены новейшие технологические изменения в области фотографии, что привело к включению в неё новых тем, отражающих такие достижения, как:

  • массовое внедрение цифровой фотографии;
  • наличие на рынке большого количества копируемых технологий;
  • предпечатная подготовка фотографий;
  • правильное архивирование фотографий;
  • наличие рынка потребления фотографий.

Содержание программы составлено с учётом изменений и нововведений, произошедших за период массового внедрения цифровых технологий, и учитывает изменившуюся материальную базу фотографирования. Это выражается в более глубоком изучении некоторых тем программы («Фотокамера цифровая и плёночная», «Цветоведение», «Печать на различных носителях»), что способствует профессиональному совершенствованию обучающихся. Освоение и использование программы Photoshop расширяет спектр творческих возможностей детей и способствует формированию самостоятельности в выборе тех или иных техник.

Данная образовательная программа предусматривает оказание помощи обучающимся в подготовке  портфолио, который может быть им полезен при последующем выборе профессии, связанной с применением искусства фотографии. В ходе обучения широко используются экскурсии, выезды на природу, участие в конкурсах, выставках.

 

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на обучающихся 12-18 лет. В обучение может принять участие любой обучающийся. Конкурсный отбор проводится в доступной форме и включает в себя задания: написать личный девиз и рассказ, интересную историю из жизни, раскрыть одну из предложенных тем, типа «Моя родословная», «Случай из моего детства», «Мои любимые животные». Требуется, чтобы этот рассказ был сюжетным, ярким эмоциональным. Принимаются в творческое объединение все желающие, прошедшие конкурсный отбор. Каждому обучающемуся дается возможность для самореализации, самовыражения, самоопределения.

Психологические особенности подросткового возраста:

         Наиболее проблемным этапом жизненного пути признается подростковый возраст. Это связано с быстрыми темпами психофизиологического и личностного развития подростков. Особенностью этого возраста является личностная нестабильность подростка. Значительная часть современных подростков, характеризуется низкой социальной компетентностью, они не готовы к выполнению необходимых социальных ролей, не способны сделать самостоятельный выбор, не умеют прогнозировать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение.

        Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психо­логическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблем­ное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками.

ОБЪЁМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 3 года обучения. Общий объём – 432 часа.

Первый год обучения – 144 часа, второй год обучения – 216 часа, третий год обучения – 216 часа.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Очная форма обучения. Основными формами образовательного процесса являются: лекции, беседы, сообщения, практические занятия в аудитории и лаборатории, репортажной съёмки, выхода на пленэр. Занятие имеет свою структуру. Теоретическое занятие сопровождается демонстрацией методического материала (фотографии, дидактический материал, литература, журналы, слайды, фототехника, фотоматериалы и т.д.) Практические занятия включают в себя фотосъёмку, последующую обработку отснятого материала, печать фотографий в лаборатории или обработку на компьютере и т.д.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Групповая и индивидуальная работа,  виды занятий -  практические занятия, экскурсии, тематические праздники, концерты, выполнение самостоятельной работы, фестивали.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа с перерывом по 15 минут. В отдельных случаях при соблюдении непрерывности технологии изготовления фотографий занятия могут проходить без перерыва с соответствующим сокращением общего времени.

Учебные группы формируются преимущественно по возрасту от 11 до18 лет.

Группа первого года обучения – 11-17 лет;

Группа второго года обучения – 12-18 лет.

Возможны некоторые отклонения от этого принципа, т.к. при доборе дети приходят в учебные группы в течение учебного года с разным уровнем подготовки. Они проходят тестирование, после чего зачисляются в соответствующую группу.

Количество обучающихся в группах 8-10 чел. Это обусловлено, прежде всего, условиями техники безопасности при работе в студии, так как технологический процесс требует соблюдения правил и норм при использовании электрического, цифрового и нагревательного оборудования, а также при пользовании химическими реактивами.

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: техническими средствами фотоискусства раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся и его развитие.

Воспитывающие задачи:

  • формировать у детей историко-культурологического мировоззрения на основе российских национальных традиций;
  • воспитывать настойчивость, целеустремлённость и ответственность за достижение высоких творческих результатов.
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
  • активизировать стремление к творческому поиску, ответственности, целеустремленности.

         Развивающие задачи:

  • развитие потребности в творчестве и познании окружающего мира;
  • формирование навыков самостоятельной творческой работы;
  • развитие чувственно-эмоционального отношения к объектам фотосъёмки.
  • развитие мобильности, оперативности, собранности, сообразительности, умения быстро адаптироваться в новых условиях;
  • развитие художественно-творческой активности

      Образовательные:

  • изучение теоретических основ в области фотографического искусства;
  • знакомство с методами анализа художественных фотографий;
  • овладение приёмами работы с различными видами плёночных и цифровых фотоаппаратов;
  • изучение технологии печати фотографий;
  • изучение работы с графическими редакторами;
  • овладение приёмами фотографирования в различных внешних условиях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В объединении «Фокус» сложилась система мониторинга результативности освоения обучающимися программы. Цель мониторинга: выявление соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам реализации образовательной программы.

 Для определения уровня освоения программы применяются следующие формы:

- Входная диагностика, текущая диагностика, итоговая диагностика, включающая Теоретическая подготовка ребенка: Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы), Практическая подготовка ребёнка: практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного  плана программы). Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией

- Участие в концертах, фестивалях, конкурсах различного уровня. Результаты обработанных данных заносятся в индивидуальную карту освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающий программы «Волшебный мир кино».