Среда, 28.09.2022, 05:25
Приветствую Вас, Гость

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Истоки»

Составитель Забирова Линуза Хасбулловна

– педагог дополнительного образования.

Возраст учащихся: 13-14 лет

Срок реализации: 1 год

 

Данная программа имеет краеведческую направленность, способствует процессу познания в области культуры исторического прошлого родного края, воспитанию патриотизма и любви к истории и природе малой Родины и Отечества, знакомит учащихся с историческими и памятными местами, населением. «Истоки» реализуется в МОБУ «Старобелогоская СОШ». Программа составлена с 2018 года с учетом запроса родителей и нормативно-правовых документов.

 
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Актуальность программы обусловлена тем, что проблема патриотического воспитания детей и молодежи в последнее время находится в центре особого внимания государства и общества. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с изучения родного края, города, улицы, на которой вырос. Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках научно-исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. В ходе исследовательской работы воспитывается чувство гордости за своих земляков, что несомненно способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к предкам и живущим рядом землякам. Программа кружка по краеведению «По малой родине своей» является на сегодняшний день необходимой и значимой, так как исследовательская деятельность по истории и культуре родного края является важнейшим средством воспитания. Программа нацелена на воспитание национального самосознания, патриотизма, гражданственности. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Новосергиевской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Педагогическая целесообразность программы «Истоки» определяется ориентированностью на национальный воспитательный идеал как образ человека, востребованного российским обществом и государством в современных социокультурных условиях. Направлена на воспитание патриотизма у подростков, приобщение их к социальному опыту и нравственным ценностям своей малой родины, позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа позволяет по итогам учебной и творческой деятельности использовать потенциал обучающихся на 1 год обучения при подготовке и проведении массовых мероприятий муниципального и районного уровня.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в основной школе и адаптирована для учащихся. В процессе обучения возможно проведение корректировки и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только изучение краеведения, но и создание индивидуальных и коллективных проектов, в которых используются знания и умения, полученные при изучении программы.

Данную программу следует рассматривать и как мощный стимул для интеллектуального и творческого развития учащихся. Знания по краеведению воспитанники получают в ходе изложения педагогом учебного материала (лекции, беседы), работы с различными видами исторических источников в рамках поисковой, научно-исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий.

Принципиальным отличием программы является воспитательная, патриотическая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает исследовательские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.

В течение года обучения воспитанники кружка учатся основам исследовательской деятельности: работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете, грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу. Готовятся к участию в различных конкурсах научно-исследовательских работ учащихся, конференциях по краеведческой деятельности.

Программа кружка «Истоки» предусматривает практико-ориентированный подход к ее выполнению. В ней предусмотрены практические занятия, экскурсии, посещение музеев, библиотек, работа учащихся в архивах, где они получают возможность исследовать первоисточники, материалы по своему усмотрению.

Программа состоит из 144 учебных часов, включает изучение основ музейного дела, основываясь на разделах музея и их материалах. Учащиеся самоопределяются в выборе раздела и проводят практические работы по ним (оформляют паспорта экспонатов, составляют экскурсии, занимаются поисково- исследовательской деятельностью, проводят экскурсии).

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на работу с детьми среднего и старшего школьного возраста

(13-14 лет). Психологические особенности подросткового возраста:

Наиболее проблемным этапом жизненного пути признается подростковый возраст. Это связано с быстрыми темпами психофизиологического и личностного развития подростков. Особенностью этого возраста является личностная нестабильность подростка. Значительная часть современных подростков, характеризуется низкой социальной компетентностью, они не готовы к выполнению необходимых социальных ролей, не способны сделать самостоятельный выбор, не умеют прогнозировать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение.

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психо­логическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Гормональные из­менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность. В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая кон­центрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблем­ное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей дея­тельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продук­тивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, тео­ретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принима­ет постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

ОБЪЁМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа «Истоки» рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 144 часа.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Очная форма обучения.

Основными формами образовательного процесса являются:

- просмотр презентаций и видеофильмов;

- встречи с интересными людьми;

- конкурсы;

- праздники;

- экскурсии.

- работа в архивах.

- работа с документами.

- исследовательская деятельность.

- беседы

- поисковая работа

- оформительская работа

- сбор фотоматериалов

- создание компьютерных презентаций

-фото и видеосъемка

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Массовые формы – это подготовка вечеров, олимпиад, викторин, конференций, встреч с участниками исторических событий и др.

Групповые формы внеклассной работы – экскурсии, походы.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по
местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы
вырастает групповая или индивидуальная и, наоборот, из индивидуальной или групповой – массовая.

В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

1.Исследовательская деятельность.

2.Поисковая деятельность.

3.Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

4.Индивидуальная работа с учащимися и преподавателями

(подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.)

5.Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

Первый год – 144 часа.

Занятия проводятся с сентября по июнь включительно. По программе учебное занятие составляет 2 академических часа с 10-минутным перерывом. 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа 45 минут.

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: сформировать ценностное отношение к Отечеству и малой родине средствами краеведческой деятельности.

Воспитывающие задачи:

- способствовать воспитанию патриотизма;

- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю;

- воспитывать целеустремленность, трудолюбие;

- формировать партнерские отношения в творческом коллективе;

- воспитывать учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания

ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим людям, усвоению общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

- воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и всей страны в целом.

- укреплять нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
Развивающие задачи:

- развитие мотивации школьника к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение истории своей малой родины.

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

-развитие организаторских навыков;

- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности;

- развивать воображение, образное мышление и творческие способности;

- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

- развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

-через деятельность, творчество, отношения сформировать гуманистический микроклимат, создать условия для развития самореализации, самоопределения каждого члена коллектива.

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Образовательные:

- сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

- расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления

исследовательских и проектных работ;

- ознакомить с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах

земляков;

- сформировать начальные навыки исследовательской и проектной работы с

использованием ИК;

- познакомить с историей своего рода, семьи;

- научиться основам музейного дела, применять эти умения на практике при помощи различных форм краеведческой работы на территории села, с его жителями;

- формировать представление о краеведении, как о предмете исторического и

культурного развития общества;

- приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

- умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение

в различных жизненных ситуациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Исходя из поставленных целей и задач данной программы, хотелось бы к концу работы в каждом воспитаннике увидеть человека любознательного, целеустремлённого.

Дети должны стремиться к познанию нового и интересного, чтобы краеведческая работа была для них настоящим увлечением.

Что должны знать и уметь воспитанники:

- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;

- составлять доклады, рефераты;

- оформлять дневник работы;

- применять полученные знания на практике;

- уметь слушать, задавать вопросы.

Параметры результативности:

-Уровень усвоения краеведческих знаний.

-Уровень развития коммуникативных качеств.

-Освоение культурных форм сосуществования в социуме.

-Сотрудничество с ДК, библиотекой, администрацией сельского поселения.

Знания по краеведению воспитанники получают в ходе изложения педагогом учебного материала (лекции, беседы), работы с различными видами исторических источников в рамках поисковой, научно-исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий.
В течение года обучения воспитанники кружка учатся основам исследовательской деятельности: работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете, грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу. Готовятся к участию в различных конкурсах научно-исследовательских работ учащихся, конференциях по краеведческой деятельности.
Программа кружка предусматривает практико-ориентированный подход к ее выполнению. В ней предусмотрены практические занятия, экскурсии, посещение музеев, библиотек, работа учащихся в архивах, где они получают возможность исследовать первоисточники, материалы по своему усмотрению.

 

Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:

  1. в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;
  2. в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
  3. в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки, проведение экскурсий по музею, составление презентаций, фотоальбомов, участие в конкурсах краеведческой направленности, защита проекта.

Оценка результатов

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться:

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях. Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется в результате выполнения обучающимися творческих работы по истории родного края.